Первая в России остросоциальная книга, пропитанная духом Эпохи Просвещения и революции, обернулась для автора немедленной ссылкой и опалой. Знаменитое произведение, которое было напечатано Радищевым, богатым дворянином, на собственном печатном станке, прямо у него дома, сначала выпускалось без указания автора.

«Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева представляет собой уникальное сочетание осуждающей существующие порядки, и свойственного эпохе «сентиментального путешествия»
Показать еще...
  • Автор:
    Александр Радищев
  • Язык:
    Русский
  • Издательство
    ООО «ИТ»
  • Год издания:
    2018
  • Возраст
    12+
  • Артикул:
    13137
  • Произведений: 1
Цитаты из книги: 25
Внимание! Цитаты могут содержать спойлеры...
Блеск наружный может заржаветь, но истинная красота не поблекнет никогда.
Русской народ очень терпелив, и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость.
О природа, объяв человека в пелены скорби при рождении его, влача его по строгим хребтам боязни, скуки и печали чрез весь его век, дала ты ему в отраду сон. Уснул, и все скончалось. Несносно пробуждение несчастному. О, сколь смерть для него приятна. А есть ли она конец скорби?
Запрещая вольное книгопечатание, робкие правительства не богохуления боятся, но боятся сами иметь порицателей. Кто в часы безумия не щадит бога, тот в часы памяти и рассудка не пощадит незаконной власти. Но боящийся громов всесильного смеется виселице. Для того-то вольность мыслей правительствам страшна.
И так священники хотели, чтобы одни причастники их власти были просвещенны, чтобы народ науку почитал божественного происхождения, превыше его понятия и не смел бы оныя коснуться… Неистовые! Осмотритесь, вы стяжаете превратностию дать истине опору, вы заблуждением хотите просвещать народы… Какая вам польза, что…
В чьей голове может быть больше несообразностей, если не в Царской?
Проходя протекшие времена и столетия, мы везде обретаем терзающие черты власти, везде зрим силу, возникающую на истину, иногда суеверие, ополчающееся на суеверие.
Если бы язык французский не был толико употребителен в Европе, не был бы всеобщим, то Франция, стеня под бичом ценсуры, не достигла бы до того величия в мыслях, какое явили многие её писатели. Но общее употребление французского языка побудило завести в Голландии, Англии, Швейцарии и Немецкой земле книгопечатницы, и все,…
Мысль великая рождала иногда невежество - Книгопечатание родило ценсуру...
Будьте опрятны в одежде вашей; тело содержите в чистоте; ибо чистота служит ко здравию, а неопрятность и смрадность тела нередко отверзает неприметную стезю к гнусным порокам. Но не будьте и в сем неумеренны. Не гнушайтесь пособить, поднимая погрязшую во рве телегу, и тем облегчить упадшего; вымараете руки, ноги и тело,…
Если бы эти школы соединить в одну и если бы в священники могли одинаково идти граждане всех сословий (почему же солдатский сын не может быть священником, если сын священника может быть солдатом?), у нас часто были бы порядочные священники.
Запрещать дурачество есть то же, что его поощрять. Дай ему волю; всяк увидит, что глупо и что умно. Что запрещено, того и хочется. Мы все Евины дети.
Как юрист Радищев видел множество неустройств в действовавших в России законах, и в их применении и важнейшим способом их решения видел введение новых законов, более разумных и более человечных.
Вольные люди, ничего не преступившие, в оковах, продаются как скоты! О законы! Премудрость ваша часто бывает только в вашем слоге! Не явное ли се вам посмеяние? Но паче еще того посмеяние священного имени вольности. О!
Гордитеся, тщеславные созидатели градов, гордитесь, основатели государств; мечтайте, что слава имени вашего будет вечна; столпите камень на камень до самых облаков; иссекайте изображения ваших подвигов и надписи, дела ваши возвещающие. Полагайте твердые основания правления законом непременным. Время с острым рядом зубов…
Нет, мой друг! Я пью и ем не для того только, чтоб быть живу, но для того, что в том нахожу немалое услаждение чувств. И покаюся тебе, как отцу духовному, я лучше ночь просижу с пригоженькою девочкою и усну упоенный сладострастием в объятиях ее, нежели, зарывшись в еврейские или арабские буквы, в цыфири или египетские…
В законе никого бранить не велено, и всякому свобода есть жаловаться. Но если кто про кого скажет правду, бранью ли то почитать, того в законе нет. Какой вред может быть, если книги в печати будут без клейма полицейского? Не токмо не может быть вреда, но польза; польза от первого до последнего, от малого до великого, от…
Но колико удалилися мы от первоначального общественного положения относительно владения. У нас тот, кто естественное имеет к оному право, не токмо от того исключен совершенно, но, работая ниву чуждую, зрит пропитание свое зависящее от власти другого!
Не дивись, мой друг! На свете все колесом вертится. Сегодня умное, завтра глупое в моде. Надеюсь, что и ты много увидишь дурындиных. Если не женитьбою всегда они отличаются, то другим чем-либо. А без дурындиных свет не простоял бы трех дней.
На казенныя денежки дыр много.
«Кто мир нравственный уподобил колесу, тот, сказав великую истину, не иное что, может быть, сделал, как взглянул на круглый образ земли и других великих в пространстве носящихся тел, изрек только то, что зрел. Поступая в познании естества, откроют, может быть, тайную связь веществ духовных или нравственных с веществами…
– Так ли ты работаешь на господина своего? – Нет, барин, грешно бы было так же работать. У него на пашне сто рук для одного рта, а у меня две для семи ртов, сам ты счет знаешь. Да хотя растянись на барской работе, то спасибо не скажут. Барин подушных не заплатит; ни барана, ни холста, ни курицы, ни масла не уступит. То ли…
Отличная привязанность к своей отчизне нередко основание имеет в тщеславии.
Что запрещено, того и хочется.
Не бойся ни осмеяния, ни мучения, ни болезни, ни заточения, ниже самой смерти. Пребудь незыблем в душе твоей, яко камень среди бунтующих, но немощных валов.
Показать еще
Рецензии читателей: 31
Aleksey
Всего рецензий: 6
13.09.2021 13:03
Жестокость тех, кто у власти, покорность тех, кто этой властью не обладает

26 « Путешествие из Петербурга в Москву». Да хоть еще дальше – все одно. Все то же - жестокость тех, кто у власти, покорность тех, кто этой властью не обладает. Попранная справедливость, и мечты, что «все наладится, переменится».

26 « Путешествие из Петербурга в Москву». Да хоть еще дальше – все одно. Все то же - жестокость тех, кто у власти, покорность тех, кто этой властью не обладает. Попранная справедливость, и мечты, что «все наладится, переменится».

Герой Радищева удивлял меня еще тогда, когда я читала « Путешествие»в школе. Такое впечатление, что жил он в некоей башне из слоновой кости, и ничего такого не знал. И увидел несправедливость мира только а этом путешествии. И задался извечными вопросами о том, как несправедливо устроен мир.

Крестьянин, который вынужден работать в воскресенье, потому что все остальное его время принадлежит барину, люди, чуть не погибшие только потому что никто не осмелился будить начальника, который мог бы дать им лодки, девушки-крестьянки, которые «в глазах дворян старых и малых суть твари, созданные на их угождение». Впрочем, пожалуй, одна идея у Радищева поистине революционна – даже сейчас. Что все мы –люди, и кроме законов , которые написаны людьми, есть еще и законы человеческие.

Нет, вроде как это и понятно, но вот жить по ним тяжело. Вот поэтому героя Радищева с его сочувствием и желанием помочь, воспринимают как чудака, и поэтому его другу Крестьянкину, чтобы сохранить в себе человеческое , приходится уйти с должности.

Вот ведь! По сути, выход один, если система начинает нас ломать – выйти из неё. Но чаще всего держит уже сделанная карьера, какие-то достижения, и вообще нежелание быть другим. И начинаем убеждать себя, что у всех так. Как все, так и мы.

И мы, кстати, не первые и не последние. и, терпя от тех, кто имеет над нами власть, думаем только о том времени, когда сами получим такую же власть. И будем жить так, как хотим.

Ведь герой Радищева нашел корень проблемы: « Вопрос: если на пути удовлетворения нуждам своим он обрящет подобного себе, если, например, двое, чувствуя голод, восхотят насытиться одним куском, -- кто из двух большее к приобретению имеет право? Ответ: тот, кто кусок возьмет. Вопрос: кто же возьмет кусок? Ответ: кто сильнее». Значит, все будет, как было. Только право силы , получается, царит в мире. И восстать невозможно. А если и возможно- по сути, только меняется название у победившей власти. И больше ничего.

«С одной стороны родится надменность, а с другой робость». Ох, мудрее мысли и представить сложно. А что, если взять и выпрыгнуть из этого алгоритма? Ведь все мы люди. И должны жить по человеческим законам. Но по законам, написанным на бумаге, жить проще, ведь их легко обойти.

Вот уж и впрямь – истинно революционное произведение. Надо просто понять, что важнее. И отказаться от того, что лишнее. Понять суть вещей. Власть –для защиты, разум-чтобы ошибок не совершать, чувства- чтобы помогать и сочувствовать ближнему. И еще нужна вера в то, что этот мир изменится, если начать с себя.

Показать полностью...
13.09.2021 в 13:03
Гость
Всего рецензий: 7
22.09.2021 18:53
Об этой книге стоит...

Об этой книге стоит знать две вещи. О том что написана она ещё в 18 веке, но читается и цитируется др сих пор, знают многие. И второе - это сентиментализм.

Об этой книге стоит знать две вещи. О том что написана она ещё в 18 веке, но читается и цитируется др сих пор, знают многие. И второе - это сентиментализм.

Обращение к чувствам читателя через илеализацию чистой, но вечно угнетаемой души мужика. Сострадание к массам народным. В конечном счёте, утверждение \"не я такой, жизнь такая\".

Надо сказать, что книга была издана только на заре Французской революции, так что в ней отсутствует запал, подстегиваемый возможностью переворота. Скорее эмоциональное высказывание.

Я часто встречаю отсылки к этой книге в контексте того, что ничего с той поры не изменилось. Но изменилось всё. Хоть бы то, что мы читаем эту книгу и читаем рецензии на сайтах, хотя ещё лет 100-150 назад читать-то толком не могли. Не все, но я точно, мои предки из крепостных. Не будь Радищева в том числе, не подними он эту тему, мы были бы другими. Об этом моя оценка.

Показать полностью...
22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 8
22.09.2021 18:53
Очень смело. Радищев должен...

Очень смело. Радищев должен был быть по-настоящему сильным человеком, чтобы не испугаться написать данное произведение.

Очень смело. Радищев должен был быть по-настоящему сильным человеком, чтобы не испугаться написать данное произведение.

22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 9
22.09.2021 18:53
Я уж и не...

Я уж и не припомню, читала ли эту книгу как обязательную часть школьной программы, но сейчас в достаточно зрелом возрасте (около 40), не дослушать, не дочитать ее не могу. Нет, она, конечно, интересна, велика и полна точных замечаний:Все дело во мне — и как читателю я ставлю себе жирную двойку. У меня нет словарного запаса, чувства стиля и знаний, чтобы насладиться сим произведением. Более того, англоязычный перевод, изданный в 2020 году, воспринимался мною легче, чем оригинал 1790 года издания: По замыслу «тревелог» чем-то напомнил мне «Кентерберийские рассказы» (встречи с путниками), хотя англоязычная «Википедия» сравнивает «Путешествие» с «Хижиной дяди Тома» из-за поднятых в ней проблем крепостного права. Ну и ещё я не знала, что в России книга не переиздавалась вплоть до 1905 года.Прочитано в рамках игры «KillWish»

Я уж и не припомню, читала ли эту книгу как обязательную часть школьной программы, но сейчас в достаточно зрелом возрасте (около 40), не дослушать, не дочитать ее не могу. Нет, она, конечно, интересна, велика и полна точных замечаний:Все дело во мне — и как читателю я ставлю себе жирную двойку. У меня нет словарного запаса, чувства стиля и знаний, чтобы насладиться сим произведением. Более того, англоязычный перевод, изданный в 2020 году, воспринимался мною легче, чем оригинал 1790 года издания: По замыслу «тревелог» чем-то напомнил мне «Кентерберийские рассказы» (встречи с путниками), хотя англоязычная «Википедия» сравнивает «Путешествие» с «Хижиной дяди Тома» из-за поднятых в ней проблем крепостного права. Ну и ещё я не знала, что в России книга не переиздавалась вплоть до 1905 года.Прочитано в рамках игры «KillWish»

22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 10
22.09.2021 18:53
Очень тяжёлая и не...

Очень тяжёлая и не интересная книга, ощущение будто читаю дневник старого маразматика. Написана она по принципу \"о чем думаю, о том и пишу\". Возможно, в 18 веке это книга была актуальна, но в наше время проблемы описанные в ней проблемы совершенно не интересны.Меня жутко раздражала эта книга при чтении.

Очень тяжёлая и не интересная книга, ощущение будто читаю дневник старого маразматика. Написана она по принципу \"о чем думаю, о том и пишу\". Возможно, в 18 веке это книга была актуальна, но в наше время проблемы описанные в ней проблемы совершенно не интересны.Меня жутко раздражала эта книга при чтении.

22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 11
22.09.2021 18:53
Давно хотела прочитать провокационное...

Давно хотела прочитать провокационное творение Радищева, за которое Великая Екатерина II отправила его на каторгу в Сибирь. Это же постараться надо, чтобы столь высокая особа на тебя внимание обратила, да недовольна осталась.

Давно хотела прочитать провокационное творение Радищева, за которое Великая Екатерина II отправила его на каторгу в Сибирь. Это же постараться надо, чтобы столь высокая особа на тебя внимание обратила, да недовольна осталась.

Не знаю, как вы, а я проводила практически прямую параллель между событиями, описанными в книге, и теми, что происходят в современном прогрессивном 21 веке. Взять хотя бы ситуацию с детьми чиновников. Как было все простительно сыновьям помещиков, как никто их не наказывал за то, что перед свадьбой крепостную девку изнасиловали, так и осталось - все за них решает папа, нет на них управы.

Читаешь всю эту вопиющую мерзость (по-другому не скажешь) и еще больше расстраиваешься, что не так уж далеко мы ушли от тех времен. Не смотря на разницу в два с небольшим столетия, уклад жизни и политика наши почти не изменились. Невольно задаешься вопросом - неужели суждено нам оставаться в \"вольных\" крепостных ещё столько же, сколько человечество мучилось?

А какие золотые слова пишет он относительно родительства. Ничего ребенок не обязан за то, что его родили, выкормили, воспитали. Это же надо части нынешних отцов и матерей, считающих, что выродки им точно должны, просто заливать в уши на ежедневной основе. На самом деле я очень удивилась такой логике, ведь сейчас каждый третий рожает не просто так, что уж говорить о 18 веке.

В целом я осталась так довольна Александром Николаевич за то, что не боялся, не стеснялся, а доставал всю грязь примеченную и выливал ее народу. Даже в наше время подобных журналистов или самовыдвиженцев наказывают безоговорочно, а уж тогда и подавно, смелость нужно иметь неимоверную.

Хочу добавить про слог книги. Да, читается тяжело из-за слов, давно вышедших из обихода. Зато я почувствовала прямую связь с автором, с временем его жизни. Не так уж и много мне под руку попадается произведений, сохранивших дух своего времени, его магию, чтобы жаловаться.Книга прочитана в рамках игры Книгомарафон

Показать полностью...
22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 12
22.09.2021 18:53
Недавно я прочитала это...

Недавно я прочитала это великолепное произведение Радищева и была поражена языком повествования, настолько граммотно написано это произведение, и бытом России в то время. Могу сказать, что школьные годы прошли впустую, так как не было Радищева. Могу сделать предположение, что декабристы читали эту книгу и были вдохновлены ею. Радищев высмеивает крепостное право, продажность судей, неграмотность в России-матушки, безнравственность нравов дворян.... Прочитайте, не пожалеете нашего \"первого революционера\"

Недавно я прочитала это великолепное произведение Радищева и была поражена языком повествования, настолько граммотно написано это произведение, и бытом России в то время. Могу сказать, что школьные годы прошли впустую, так как не было Радищева. Могу сделать предположение, что декабристы читали эту книгу и были вдохновлены ею. Радищев высмеивает крепостное право, продажность судей, неграмотность в России-матушки, безнравственность нравов дворян.... Прочитайте, не пожалеете нашего \"первого революционера\"

22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 13
22.09.2021 18:53
Радищев - это такой...

Радищев - это такой русский Монтень, только раз в 500 уменьшенный. Те же размышления, те же наблюдения, тот же бложик эпохи Возрождения. Ну, у Монтеня Возрождения, а в России мы походу так и застряли где-то там в Темных веках, потому как читаючи Радищева было четкое ощущение, что ничегошеньки не поменялось. Это ощущение у меня вообще часто возникает, когда я читаю русскую классику. Тлен, уныние и депресняк - вот мои нынешние сотоварищи. Вот как некоторые люди читают книги строго по сезонам? Летом про отпуск, море и каникулы, зимой про Рождество, уютные каминные огни и яркие мандаринки, весной про птичек, любовь и отношеньица, а осенью что? Достоевского? Радищева? Русскую классику? Хуже не было для меня ошибки - взять Радищева осенью, я вошла в резонанс с этой погодой и с тем овнищем, что на страницах. Я теперь вообще хожу с лицом кирпичом, настолько мне трудно улыбнуться. Буду читать все наоборот. \"Террор\" и \"Бесов\" - летом, чтоб было хоть на что отвлечься помимо грустноты кругом.Радищев - такой русский акын, о чем видит, о том поет, а видит он как крестьянских девок помещики брюхатят и прогоняют вон за аморальность, а как какая девка помещику не даст, так идут всей семьей, аж вшестером на нее, чтоб наверняка дала. А как заступятся за крестьянскую девку крестьянские отцы и мужи, убьют-побьют помещиков, так крестьян на виселицу прямиком... или в рекруты, в армию... а девку еще и высечь, из-за нее ж столько беды приключилось. И не раз и не два автор повторяет такое, сам вроде как нормально, а мне муторно. Его ж книгу запретили в свое время екатерининым указом, а сейчас вон тоже что, не моги на власть пожаловаться, сразу тебя в оппозицию, в ссылку, что там еще бывает.Оду детям еще Радищев пропел, насколько дети ничего не должны родителям, а родители им должны, но благодарности не требовать! Я в шоке, мне кажется, это настолько разнится с даже нынешним укладом, \"я на тебя всю жизнь положила\", что в себе нашла к автору только респект и уважуху, то есть уважение и восхищение. Не знаю, правда, насколько это на деле осуществлялась такая политика, а не только на словах в книге... Про Ломоносова еще глава. Безмерно Радищев сего отрока уважает, его ум и сообразительность, вот это было интересно.Очень неровная вышла книга, а главное, написанная старинным русским языком, вельми тяжко который воспринимается. Может быть, летом и в хорошем настроении я бы лучше восприняла все эти \"эни бени рики таки, вельми, понеже, паки-паки\", но сейчас мне совершенно не зашло, я откровенно мучилась, так что неинтересные мне рассуждения пролистывала. На интересных пыталась расшифровать, угу.Игра в классики 1/10 +

Радищев - это такой русский Монтень, только раз в 500 уменьшенный. Те же размышления, те же наблюдения, тот же бложик эпохи Возрождения. Ну, у Монтеня Возрождения, а в России мы походу так и застряли где-то там в Темных веках, потому как читаючи Радищева было четкое ощущение, что ничегошеньки не поменялось. Это ощущение у меня вообще часто возникает, когда я читаю русскую классику. Тлен, уныние и депресняк - вот мои нынешние сотоварищи. Вот как некоторые люди читают книги строго по сезонам? Летом про отпуск, море и каникулы, зимой про Рождество, уютные каминные огни и яркие мандаринки, весной про птичек, любовь и отношеньица, а осенью что? Достоевского? Радищева? Русскую классику? Хуже не было для меня ошибки - взять Радищева осенью, я вошла в резонанс с этой погодой и с тем овнищем, что на страницах. Я теперь вообще хожу с лицом кирпичом, настолько мне трудно улыбнуться. Буду читать все наоборот. \"Террор\" и \"Бесов\" - летом, чтоб было хоть на что отвлечься помимо грустноты кругом.Радищев - такой русский акын, о чем видит, о том поет, а видит он как крестьянских девок помещики брюхатят и прогоняют вон за аморальность, а как какая девка помещику не даст, так идут всей семьей, аж вшестером на нее, чтоб наверняка дала. А как заступятся за крестьянскую девку крестьянские отцы и мужи, убьют-побьют помещиков, так крестьян на виселицу прямиком... или в рекруты, в армию... а девку еще и высечь, из-за нее ж столько беды приключилось. И не раз и не два автор повторяет такое, сам вроде как нормально, а мне муторно. Его ж книгу запретили в свое время екатерининым указом, а сейчас вон тоже что, не моги на власть пожаловаться, сразу тебя в оппозицию, в ссылку, что там еще бывает.Оду детям еще Радищев пропел, насколько дети ничего не должны родителям, а родители им должны, но благодарности не требовать! Я в шоке, мне кажется, это настолько разнится с даже нынешним укладом, \"я на тебя всю жизнь положила\", что в себе нашла к автору только респект и уважуху, то есть уважение и восхищение. Не знаю, правда, насколько это на деле осуществлялась такая политика, а не только на словах в книге... Про Ломоносова еще глава. Безмерно Радищев сего отрока уважает, его ум и сообразительность, вот это было интересно.Очень неровная вышла книга, а главное, написанная старинным русским языком, вельми тяжко который воспринимается. Может быть, летом и в хорошем настроении я бы лучше восприняла все эти \"эни бени рики таки, вельми, понеже, паки-паки\", но сейчас мне совершенно не зашло, я откровенно мучилась, так что неинтересные мне рассуждения пролистывала. На интересных пыталась расшифровать, угу.Игра в классики 1/10 +

Книжное путешествие

Показать полностью...
22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 14
22.09.2021 18:53
Чтение данной книги оказалось...

Чтение данной книги оказалось для меня изрядным упражнением для мозгов. Невозможно было скользить глазами по строчкам наслаждаясь прекрасным языком или интересным сюжетом или умными рассуждениями. Слишком уж эволюционировал язык за эти века, что прошли между написанием сего произведения и его мною чтением. Читать было достаточно тяжело. Что редкие слова, что видоизмененные постоянно тормозили чтение, заставляя спотыкаться на них. Вот для примера один небольшой абзац текста:

Чтение данной книги оказалось для меня изрядным упражнением для мозгов. Невозможно было скользить глазами по строчкам наслаждаясь прекрасным языком или интересным сюжетом или умными рассуждениями. Слишком уж эволюционировал язык за эти века, что прошли между написанием сего произведения и его мною чтением. Читать было достаточно тяжело. Что редкие слова, что видоизмененные постоянно тормозили чтение, заставляя спотыкаться на них. Вот для примера один небольшой абзац текста:

Местами текст попроще и больше привычных слов, но и подобного вышеприведенному примеру много.

Книга напомнила мне \"Кому на Руси жить хорошо\" Некрасова, которая понравилась больше. Так эта поэма и ближе по времени почти на век, за это время видно достаточно язык изменился, чтобы восприниматься почти современным. Как и в поэме Некрасова здесь поднимаются вопросы трудного житья крестьян и несправедливого к ним отношения со стороны властьимущих.

Композиция всего произведения состоит в том, что герой путешествуя на перекладных из Петербурга в Москву, останавливается в населенных пунктах и либо встречает разных людей и слушает их истории, либо сам становится свидетелем событий. А еще много размышляет о разном, в том числе о боге, правительстве, красоте и здоровье, честности и мздоимстве.

Очень интересны были рассказ о том как знакомый Радищева чуть не утонул в Финском заливе, а также письмо о женитьбе Дурындина. Не дивись, мой друг! На свете все колесом вертится. Сегодня умное, завтра глупое в моде. Надеюсь, что и ты много увидишь дурындиных. Если не женитьбою всегда они отличаются, то другим чем-либо. А без дурындиных свет не простоял бы трех дней.

Были главы печальные, были и лиричные, как например о крестьянке Анне. В целом интересно и о многом подумать можно, но вот надо полностью сосредоточиться на чтении, чтобы вникнуть в смысл.Книга прочитана по игре \"Вокруг света с Джейсоном Борном\", Россия

Показать полностью...
22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 15
22.09.2021 18:53
Гой еси, дорогой читатель!...

Гой еси, дорогой читатель!

Гой еси, дорогой читатель!

Дознав, аже сие произведение в игрище мне выпало, решителен был в деяниях своих - окушатися оного и днесь вкусить книгу данную, осьмьнадцатого веку, кую:) далече прочесть следовало, да тщета руци оную яти.

Овый текст прочитавши, спешу впечатлениями поделитися, зане негоже прочитанное замалчивать!В таком духе я планировал написать всю рецензию, т.к. книга подобным языком написана или почти таким, не суть.

Но потом подумал, что мы живём не в семнадцатом или восемнадцатом веке и не всем такой язык будет по нраву, а некоторые могут подумать, мол \"не ведает чело, что десницею творено\"©, поэтому перейду на более современный язык.Сначала мне казалось, что аффтор жжот, но к середине книга разонравилось и, лишь узнав, что аффтор в натуре выпил йаду, решил дочитать эту шнягу. Может двести лет назад фолловеры и подписывались на подобные посты, но сейчас читается пицот минут каждая глава. В то время книга подняла много хайпа, а среди хейтеров была сама Екатерина II, которая агрилась не по-детски, обозвав всё это аццким зашкваром.Мда... понятней не стало, остановимся на компромиссном варианте и перейдём, собственно, к сути.

Посыл у автора похвальный, который опережал его время более чем на полвека, как известно, крепостное право таки отменили, но только в 1861 году.

Из плюсов:

Мне понравилось, что Радищев не боится и указывает на те огрехи в обществе, правосудии, власти, на которые остальные закрывают глаза или действуют в угоду властьимущих.

В книге присутствует юмор, его немного и он покажется устаревшим современному читателю, но он есть.

Что не поменялось за 200 лет:

Если кратко, то НИЧЕГО, если подробней, то навскидку:

1. У кого есть деньги, тот отправляет детей учиться за границу.

2. Закон глух к низшим слоям общества.

3. На \"орбите\" не ведают, что происходит на \"Земле\".

4. За кражу тысячи сажают, за кражу миллиарда ни в жисть.

5. \"Свобода слова\" - это пустой звук.

6. Дороже всего обходится бесплатная медицина.

7. Кто больше заплатит, тот и прав.

8. см. 5й пункт

9. см. 5й пункт

10. см. 5й пункт...Не будем вдаваться в подробности сюжета, но книгу можно разделить на три части:

Где Радищев выражает недовольство системой правления и правосудия, а также предлагает свои варианты, как должно быть.

Где он описывает, как бояре насилуют крестьянок

И где показывает ужасающие подробности жизни крепостных, которых обирают до нитки их господа

Из минусов

Можно отметить сложный язык, похожий на первый абзац этой рецензии, думал привыкну к нему, но так и грыз этот кактус, периодически обливаясь водой, чтобы не заснуть. Например:

Или:

Но колико удалилися мы от первоначального общественного положения относительно владения. У нас тот, кто естественное имеет к оному право, не токмо от того исключен совершенно, но, работая ниву чуждую, зрит пропитание свое зависящее от власти другого!Просвещенным вашим разумам истины сии не могут быть непонятны, но деяния ваши в исполнении сих истин препинаемы, сказали уже мы, предрассуждением и корыстию. Неужели сердца ваши, любовию человечества полные, предпочтут корысть чувствованиям, сердце услаждающим? Но какая в том корысть ваша?Обилие сцен насилия над крестьянами, заимствования из произведений французов, а также разочаровался, прочитав в комментариях, что никакого путешествия не было и это не реальные путевые очерки.

Книга нужная, книга актуальная во все времена, поднимает много проблем общества, но язык повествования непривычен современному человеку, это, как если бы житель восемнадцатого века почитал \"Словарик сисадмина\":) или \"Википедию\", а чтобы закончить рецензию в том же настроении, что и начал, т.е. с юмором, вот вам картинка в тему книги.

Ставьте пальчики вверх и подписывайтесь на канал, до новых встреч, друзья!Прочитано в рамках книгоигр: \"Игра в классики\", \"Книжная полка\" и \"Книжное путешествие\"

Показать полностью...
22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 16
22.09.2021 18:53
Книга Александра Радищева «Путешествие...

Книга Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» была запрещена до 1905 года. Екатерина II обвинила писателя «в преступлении присяги…книга наполнена самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование против власти царской» и отправила в ссылку, а тираж книги был уничтожен.

Книга Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» была запрещена до 1905 года. Екатерина II обвинила писателя «в преступлении присяги…книга наполнена самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование против власти царской» и отправила в ссылку, а тираж книги был уничтожен.

Само произведение выглядит как дневник или путевые заметки Радищева в его путешествие. В них описана вся жестокость крепостного права. В каждой главе поднимается социальная проблема, которая тревожит автора. Столько боли и отчаянья от безысходности, что начинаешь ценить свою жизнь больше.

Произведение позволяет лучше узнать историю России, открыть глаза на социальные проблемы (большинство из них актуально и по сей день). Но книга читается не просто так ,как русская речь изменилась.Источник

Показать полностью...
22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 17
22.09.2021 18:53
Если сказать просто, то...

Если сказать просто, то с этой книгой получилось очень все по современному. Пиара много, сути мало. Здесь совершенно верно заметили, что если бы ее так усиленно не запрещали, то про нее бы забыли еще в XVIII веке. Однако надо отдать должное самому автору, он к такой рекламе не стремился, преследовал совсем другие цели и остальное его творчество не менее интересно, чем \"путешествие...\". Самое ценное в книге это моменты, когда автор переходит на простой разговорный слог, общается с попутчиками. Благодаря этому мы видим удивительный, колоритный быт России тех лет. Изумляет легкость нравов в отношениях между полами. Проходит время и ничего не меняется. Если бы Радищев все произведение написал бы в таком живом, правдивом, разговорном стиле, тогда ему цены бы не было. Но, увы автор упирал на \"высокий штиль\" и нравоучительные философствования. В итоге самое интересное застелено пеленой тяжеловесности.За идею пять с плюсом, за пиар пять, за реализацию тройка. А жаль, могла бы получиться отличная книга.

Если сказать просто, то с этой книгой получилось очень все по современному. Пиара много, сути мало. Здесь совершенно верно заметили, что если бы ее так усиленно не запрещали, то про нее бы забыли еще в XVIII веке. Однако надо отдать должное самому автору, он к такой рекламе не стремился, преследовал совсем другие цели и остальное его творчество не менее интересно, чем \"путешествие...\". Самое ценное в книге это моменты, когда автор переходит на простой разговорный слог, общается с попутчиками. Благодаря этому мы видим удивительный, колоритный быт России тех лет. Изумляет легкость нравов в отношениях между полами. Проходит время и ничего не меняется. Если бы Радищев все произведение написал бы в таком живом, правдивом, разговорном стиле, тогда ему цены бы не было. Но, увы автор упирал на \"высокий штиль\" и нравоучительные философствования. В итоге самое интересное застелено пеленой тяжеловесности.За идею пять с плюсом, за пиар пять, за реализацию тройка. А жаль, могла бы получиться отличная книга.

22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 18
22.09.2021 18:53
Книга была долгое время...

Книга была долгое время запрещена... Того и гляди запретят снова. А то иш ты, Радищев, о честных судах и свободе слова глаголет. У нас на Руси так не принято. Что же касается самой книги с точки зрения современного читателя, многие идеи актуальны и до сих пор. Однако понравились мне в книге в основном те моменты, где персонаж (он же автор) описывал свои приключения, а не идеи. Интересно было читать про быт крестьян, а вот большинство \"философских\" глав показались мне нудными, слишком затянутыми, да и написаны сложным слогом.

Книга была долгое время запрещена... Того и гляди запретят снова. А то иш ты, Радищев, о честных судах и свободе слова глаголет. У нас на Руси так не принято. Что же касается самой книги с точки зрения современного читателя, многие идеи актуальны и до сих пор. Однако понравились мне в книге в основном те моменты, где персонаж (он же автор) описывал свои приключения, а не идеи. Интересно было читать про быт крестьян, а вот большинство \"философских\" глав показались мне нудными, слишком затянутыми, да и написаны сложным слогом.

22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 19
22.09.2021 18:53
Язык романа сложно воспринимается....

Язык романа сложно воспринимается. Всё же за столетья русская речь претерпела ряд изменений.

Язык романа сложно воспринимается. Всё же за столетья русская речь претерпела ряд изменений.

Подумать только, что раньше из Петербурга в Москву люди добирались на лошадях. Современному человеку в это сложно поверить, потому что в наши дни мы за пару часов можем оказаться в Европе посредством самолёта.

Я захотела окунуться в прошлое и проделать сложный путь вместе с героем, увидеть Русь своими и его глазами одновременно.

Радищев описал дорожные приключения, судьбы попутчиков, людей разных сословий.

Когда хозяйка попросила у героя кусочек сахара для ребёнка, у меня защемило сердце. Это такая боль!

В романе уделяется должное внимание Ломоносову как персоне, повлиявшей на русскую науку и словесность. У Михаила Васильевича действительно поразительная судьба!

Книга читается сложно и долго, но необычайно интересно.

Показать полностью...
22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 20
22.09.2021 18:53
Так, развитие политической мысли...

Так, развитие политической мысли в России стало неотделимо от художественной формы, в которую она облачалась. У нас были Некрасов и Евтушенко, но не было Джефферсона и Франклина.Вряд ли такая подмена пошла на пользу и политике и литературе.Когда я читаю произведения русских авторов XVIII века и складывается впечатление, что в России ничего не меняется. Абсолютно ничего. Проблемы социума остаются прежними, просто сейчас они выражаются немного в другой форме. Радищев писал свое произведение не с целью описать так называемое \"путешествие\" из Петербурга в Москву, а с целью снова поднять острые темы того времени. Каждая глава - это населенные пункты, находящиеся тогда между Санкт-Петербургом и Москвой. И в каждой главе поднималась одна проблема общества, которая очень волновала автора.

Так, развитие политической мысли в России стало неотделимо от художественной формы, в которую она облачалась. У нас были Некрасов и Евтушенко, но не было Джефферсона и Франклина.Вряд ли такая подмена пошла на пользу и политике и литературе.Когда я читаю произведения русских авторов XVIII века и складывается впечатление, что в России ничего не меняется. Абсолютно ничего. Проблемы социума остаются прежними, просто сейчас они выражаются немного в другой форме. Радищев писал свое произведение не с целью описать так называемое \"путешествие\" из Петербурга в Москву, а с целью снова поднять острые темы того времени. Каждая глава - это населенные пункты, находящиеся тогда между Санкт-Петербургом и Москвой. И в каждой главе поднималась одна проблема общества, которая очень волновала автора.

22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 21
22.09.2021 18:53
Я вообще не очень...

Я вообще не очень люблю гуманистов. Они всегда какие-то тупорылые и недальновидные. Но \"Путешествие\" берет меня, как человека русского. Действительно, обидно за державу, за участь людей того времени. Радищев у меня не вызывает никаких неприятных чувств. Но все же отношусь к нему адекватно, а к сочинению его без наносного уважения. Человек выпустил действительно нечто правдивое и... маргинальное такое, настоящее. Но и здесь видно нрав либерального русского дворянина. Что ни говорите, а богатый либерал - это всегда в какой-то степени романтичный лицемер, для которого благо людей и свобода, служение этим благам - эгоистический порыв, а не альтруистический. Радищев практически лишён здорового чувства юмора, чего и не хватает. Все попытки насмехнуться над положением вещей у него какие-то кастрированные, ненастоящие. Ну и апофеоз - это рассуждение о том, что Ломоносов - обыкновенный дурачок, который ничего нового не дал миру. Типичная для либерала недальновидность и притупленное, что ни говорите, чувство любви к родине.

Я вообще не очень люблю гуманистов. Они всегда какие-то тупорылые и недальновидные. Но \"Путешествие\" берет меня, как человека русского. Действительно, обидно за державу, за участь людей того времени. Радищев у меня не вызывает никаких неприятных чувств. Но все же отношусь к нему адекватно, а к сочинению его без наносного уважения. Человек выпустил действительно нечто правдивое и... маргинальное такое, настоящее. Но и здесь видно нрав либерального русского дворянина. Что ни говорите, а богатый либерал - это всегда в какой-то степени романтичный лицемер, для которого благо людей и свобода, служение этим благам - эгоистический порыв, а не альтруистический. Радищев практически лишён здорового чувства юмора, чего и не хватает. Все попытки насмехнуться над положением вещей у него какие-то кастрированные, ненастоящие. Ну и апофеоз - это рассуждение о том, что Ломоносов - обыкновенный дурачок, который ничего нового не дал миру. Типичная для либерала недальновидность и притупленное, что ни говорите, чувство любви к родине.

22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 22
22.09.2021 18:53
Стиль, как указывал еще...

Стиль, как указывал еще Алесан Сергеич, варварский, но содержание актуально и по сей день. Хотя, там где он все-таки оставляет высокий штиль и переходит на народный язык, книга читается легко. Поразила широта образования Радищева, глубина его демократических воззрений, поистине он был человек Эпохи Просевещения.

Стиль, как указывал еще Алесан Сергеич, варварский, но содержание актуально и по сей день. Хотя, там где он все-таки оставляет высокий штиль и переходит на народный язык, книга читается легко. Поразила широта образования Радищева, глубина его демократических воззрений, поистине он был человек Эпохи Просевещения.

22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 23
22.09.2021 18:53
Я не помню, чтобы...

Я не помню, чтобы в школе мы проходили Радищева, хотя, есть вероятность, что моя чудесная учительница просто пропустила его. До мысли прочитать «путешествие» я дошла сама — неведомо каким образом. Когда-то давно, ещё до моего переезда в город мечты, я зацепила эту книгу на бабушкиной полке и загорелась. Но почему-то даже не открыла тогда, чему сейчас несказанно рада. Дело в том, что после прочтения, думая о влиянии на меня, мои эмоции, я долго не могла обнаружить плюсов. Хотя минусов — хоть отбавляй. Например, я очень не люблю обращений автора к читателю. Да, я знаю, что в те времена использовались совершенно другие писательские приёмы, но, впрочем, это и не самое страшное в этом произведении. Сам язык повествования воистину варварский — книги такого размера обычно я читаю раза в три быстрее. Здесь же он очень насыщенный, сложный, одно предложение приходится долго осмысливать, а то и перечитывать заново. К тому же, в ряде случаев язык уже устаревший и постоянные ссылки к глоссарию немного выдёргивают из атмосферы, к который ты только начинаешь привыкать. На каждом таком слове спотыкаешься и снова оказываешься в своей комнате, а чтобы вернуться в Зайцово или Бронницы опять тратишь невероятное количество времени. Да и, помимо всего прочего, я не увидела в этой книге смысла. Какова была идея — показать, как у нас всё плохо? За это мне не понравились немного ранее сказки Салтыкова-Щедрина, а вот его «Пошехонскую старину» я полюбила, ведь там на фоне всех неприятностей и ужасов находилось место для чего-то большого и светлого. Может, конечно, за всей витиеватостью слога Радищева я просмотрела основное, незаметное сразу, но так или иначе, перечитывать данное произведение не стану. А уж тем более — советовать кому-то.Книга прочитана в рамках \"Игры в Классики\"

Я не помню, чтобы в школе мы проходили Радищева, хотя, есть вероятность, что моя чудесная учительница просто пропустила его. До мысли прочитать «путешествие» я дошла сама — неведомо каким образом. Когда-то давно, ещё до моего переезда в город мечты, я зацепила эту книгу на бабушкиной полке и загорелась. Но почему-то даже не открыла тогда, чему сейчас несказанно рада. Дело в том, что после прочтения, думая о влиянии на меня, мои эмоции, я долго не могла обнаружить плюсов. Хотя минусов — хоть отбавляй. Например, я очень не люблю обращений автора к читателю. Да, я знаю, что в те времена использовались совершенно другие писательские приёмы, но, впрочем, это и не самое страшное в этом произведении. Сам язык повествования воистину варварский — книги такого размера обычно я читаю раза в три быстрее. Здесь же он очень насыщенный, сложный, одно предложение приходится долго осмысливать, а то и перечитывать заново. К тому же, в ряде случаев язык уже устаревший и постоянные ссылки к глоссарию немного выдёргивают из атмосферы, к который ты только начинаешь привыкать. На каждом таком слове спотыкаешься и снова оказываешься в своей комнате, а чтобы вернуться в Зайцово или Бронницы опять тратишь невероятное количество времени. Да и, помимо всего прочего, я не увидела в этой книге смысла. Какова была идея — показать, как у нас всё плохо? За это мне не понравились немного ранее сказки Салтыкова-Щедрина, а вот его «Пошехонскую старину» я полюбила, ведь там на фоне всех неприятностей и ужасов находилось место для чего-то большого и светлого. Может, конечно, за всей витиеватостью слога Радищева я просмотрела основное, незаметное сразу, но так или иначе, перечитывать данное произведение не стану. А уж тем более — советовать кому-то.Книга прочитана в рамках \"Игры в Классики\"

22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 24
22.09.2021 18:53
Такое чувство, что Радищев...

Такое чувство, что Радищев описывает не конец XVIII века, а начало XXI.

Такое чувство, что Радищев описывает не конец XVIII века, а начало XXI.

Тут и пьющие от тяжелой жизни крестьяне. Плохие дороги, которые строятся только в том случае, если по ним изволит проехать государь. Помещики, которые \"выжимают все соки\" из народа, задыхающегося от непосильных налогов, произвол чиновников и т.д.

Многим не по нраву манера и язык изложения. Из-за этого произведение не оценили в свое время, многие не понимают и сейчас.

Главное в этой книги - не стиль, а суть, которую хотел донести Радищев. Пытался, пусть не так гениально и тонко, как Александр Сергеевич Пушкин, не так трагично и глубоко, как Федор Михайлович Достоевский, и не так саркастично и ярко, как у Николая Васильевича Гоголя.

Тем не менее произведение Радищева уникальное. Если оно не принесет Вам эстетическое удовольствие, то хотя бы откроет глаза на происходящее сегодня.

Показать полностью...
22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 25
22.09.2021 18:53
Очень своевременная книга для...

Очень своевременная книга для XVIII века. И очень современная книга для XXI века.

Очень своевременная книга для XVIII века. И очень современная книга для XXI века.

Сюжет книги известен каждому из учебника литературы. Кстати, если бы не это, наверное, прочтение книги оказалось бы очень затруднительным. Написана она не совсем понятным для нас языком, витиеватым слогом, высоким штилем. Воспринимается сложно, но с интересом.

Однозначно одно: не для школьного возраста, редкий тринадцатилетний оболтус будет над ней задумываться. Я сама в школе прошла мимо неё, потому что всё это показалось скучным. А сейчас понимаю, почему Екатерина II так невзлюбила книгу. Кому же приятно видеть в зеркале свою мерзкую рожу. А эта книга стала именно зеркалом отражения реальной жизни. Радищев размышляет не только над … крепостного права. В его книге много хороших и правильных мыслей о воспитании, образовании, книгах, о молодом поколении, о моде, о подражании, русском языке, о достатке, о душе.

Поражаешься, насколько это применимо и сегодня. Надо только продраться сквозь тернии радищевского слога.

Показать полностью...
22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 26
22.09.2021 18:53
Я теперь понимаю себя,...

Я теперь понимаю себя, ту, которая училась в школе и не смогла осилить сие великое произведение. Может что‐ то и читала, но выборочно. Очень тяжело дается. И даже сейчас оказалось не по зубам, пропускала страницами, проглядывая глазами. Дело не в тяжелом языке, а в расплывчатом сюжете, отвлеченном описании. Скорее размышления вслух, о том, как тяжела крестьянская доля, о самоуправстве помещиков. Я же хотела найти дорожные записки о местонахождении, путевые заметки, достопримечательности.

Я теперь понимаю себя, ту, которая училась в школе и не смогла осилить сие великое произведение. Может что‐ то и читала, но выборочно. Очень тяжело дается. И даже сейчас оказалось не по зубам, пропускала страницами, проглядывая глазами. Дело не в тяжелом языке, а в расплывчатом сюжете, отвлеченном описании. Скорее размышления вслух, о том, как тяжела крестьянская доля, о самоуправстве помещиков. Я же хотела найти дорожные записки о местонахождении, путевые заметки, достопримечательности.

22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 27
22.09.2021 18:53
Цензура - дура, и...

Цензура - дура, и история книги Радищева это подтверждает. Я и перечитать-то её решил только из-за записок Смирнова-Сокольского об её издательской истории, а издательская её история - это 115 лет полных и частичных запретов на издание.

Цензура - дура, и история книги Радищева это подтверждает. Я и перечитать-то её решил только из-за записок Смирнова-Сокольского об её издательской истории, а издательская её история - это 115 лет полных и частичных запретов на издание.

Вывод мой будет - как сон алкоголика - тревожен и краток: кабы не эти 115 лет, куда меньше книга наделала бы шуму и куда меньше людей дочитывало бы её до конца.

Косноязычное, надуманное сентиментальное путешествие, ничего более. Проклинать крепостное право, бичевать мерзости самодержавия и ставить всякие неудобные вопросы - дело, безусловно, благородное и доблестное, но дай же ты при этом книгу. А то ведь так, досужие мысли. И начал то хорошо - первые страницы читаются слёту. А дальше - болото.

Я уже не помню и ленюсь уточнять, ездил ли Радищев действительно из Петербурга в Москву ради написания этой книги, но вообще для сентиментальных путешествий это не обязательно, и, скорее всего, все эти города и веси нужны только в качестве костылей, а то бы повествование совсем рассыпалось. Жанр такие костыли и предполагает, но сравните путешествие Радищева с путешествием Стерна (сюда же можно подверстать и \"Москва - Петушки\" Вен. Ерофеева, тоже в своём роде сентиментальное путешествие) - увидите, что жанр отнюдь не предполагает \"варварского слога\", \"преувеличенных и пошлых сетований\" и \"порывов чувствительности, жеманной и надутой\". Эти ругательства из Пушкина взяты, а не чтоб я придумал.Самое обидное, что книга-то - в силу и своей истории издательской, и в силу сложившейся биографии Радищева - действительно знаковая. И очень трагичная, конечно. И, наверное, какая-то для русской литературы этапная. Но насколько же она плохая при всём при этом.

Показать полностью...
22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 28
22.09.2021 18:53
Повествование ведётся от первого...

Повествование ведётся от первого лица. Главный герой путешествует из Петербурга в Москву, заезжая в маленькие города по дороге. В каждом городе он выявляет какую-нибудь житейскую мудрость. Книга мне вообще не понравилась. Очень сложный славянский старинный язык. Главы написаны обрывками, нет целостного сюжета(для меня по крайней мере)

Повествование ведётся от первого лица. Главный герой путешествует из Петербурга в Москву, заезжая в маленькие города по дороге. В каждом городе он выявляет какую-нибудь житейскую мудрость. Книга мне вообще не понравилась. Очень сложный славянский старинный язык. Главы написаны обрывками, нет целостного сюжета(для меня по крайней мере)

22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 29
22.09.2021 18:53
Далась мне эта книга...

Далась мне эта книга не без труда. Все таки, давать это произведение в школьные годы-кощунство, способное надолго отбить интерес подростка к классической литературе. К нему нужно быть подготовленным и, к тому же, необходим интерес к таким вопросам, как устройство государства, политике и другим остро-социальным проблемам общества. \"Тяжёлый\" усложнённый язык 18-го века воспринимается нами \"просторечивыми\" как язык другого народа. Но, несмотря на пропасть между нашими поколениями, многие проблемы общества и государства, описанные в книге, актуальны и по сей день. Как бы сейчас назвали \"явная социалочка\". Мой интерес к \" Путешествию.....\" был обусловлен историей этого произведения. Это первое революционное произведение в Российской Империи,предтече 1917-го года. В книге резко критикуется монархия (отрицание её как формы правления,) религия, цензура, видна антикрепостническая направленность произведения, а также переход от либеральных взглядов к революционности.

Далась мне эта книга не без труда. Все таки, давать это произведение в школьные годы-кощунство, способное надолго отбить интерес подростка к классической литературе. К нему нужно быть подготовленным и, к тому же, необходим интерес к таким вопросам, как устройство государства, политике и другим остро-социальным проблемам общества. \"Тяжёлый\" усложнённый язык 18-го века воспринимается нами \"просторечивыми\" как язык другого народа. Но, несмотря на пропасть между нашими поколениями, многие проблемы общества и государства, описанные в книге, актуальны и по сей день. Как бы сейчас назвали \"явная социалочка\". Мой интерес к \" Путешествию.....\" был обусловлен историей этого произведения. Это первое революционное произведение в Российской Империи,предтече 1917-го года. В книге резко критикуется монархия (отрицание её как формы правления,) религия, цензура, видна антикрепостническая направленность произведения, а также переход от либеральных взглядов к революционности.

22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 30
22.09.2021 18:53
Дело даже не в...

Дело даже не в том, что это скучно. Все-таки XVIII век, иначе и быть не могло в России. Просто видно, насколько несовершенна еще была литература. Произведение, я бы сказала, слишком поверхностное, хотя и написано человеком, очевидно, образованным. Здесь особый принцип построения книги.

Дело даже не в том, что это скучно. Все-таки XVIII век, иначе и быть не могло в России. Просто видно, насколько несовершенна еще была литература. Произведение, я бы сказала, слишком поверхностное, хотя и написано человеком, очевидно, образованным. Здесь особый принцип построения книги.

1) Произведение строится по принципу проблема-пример-рассуждение. Иногда бывает проблема-рассуждение-пример или пример-проблема-рассуждение. Но все строится на этих трех пунктах, которые выставлены напоказ, как обязательные части некой научной работы.

2) Естественно, никакого подтекста. У нас есть проблема, и я о ней говорю. Может, это не плохо, но слишком грубо для художественного произведения.

3) Образованность Радищева ушла в произведение как будто целиком. Множество примеров, связанных с историей, великим развитием литературы и риторики. Это выглядит лишним на фоне хотя бы видимой художественности произведения. Похоже на положенную сверху обязательную, но на деле лишнюю научность.

............................................................................

Точка зрения читателя. Современного читателя.

Показать полностью...
22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 31
22.09.2021 18:53
Я, признаться, через силу...

Я, признаться, через силу \"добил\" это произведение. Поначалу инетересное, потом запутывающее \"в ноль\". Самый верный отзыв - Пушкина \"Варварский слог!\".

Я, признаться, через силу \"добил\" это произведение. Поначалу инетересное, потом запутывающее \"в ноль\". Самый верный отзыв - Пушкина \"Варварский слог!\".

Всё повествование рвано, факты разрознены и плохо собраны меж собой. хотя и факты стоящие. Только из этих фактов и \"наставлений\" я \"дожал\" эту книгу. Как жить, как не жить, слушать старших и немного поразмыслить над тяжкою судьбою крепостных.

Дочитал из уважения к автору и к себе, раз уж потратил время.

Серая и унылая, полезная и безвкусная, как овсянка.

Показать полностью...
22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 32
22.09.2021 18:53
После прослушивания этого программного...

После прослушивания этого программного труда Радищева, почитавшегося большевиками «первым русским революционером», решил поискать немного информации о восприятии «Путешествия…» известными современниками. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что, судя по всему, ни Белинский, ни иные известные литературные критики с текстом повести знакомы не были. По крайней мере, никаких воспоминаний от них не сохранилось. Ну а те писатели, что «Путешествие…» прочли, просто-напросто разнесли его в пух и прах. К последним, в частности, относятся Пушкин и Достоевский…Всё это, признаюсь честно, несколько меня смутило. Во многом и я с Радищевым оказался не согласен, но и сказать, что эта книга бесполезна к изучению, по крайней мере, современного человека, я не могу. Безусловно, там хватает революционно-направленной демагогии, которая, как все мы знаем из истории, ни к чему хорошему (мягко говоря) не привела, но с литературной (даже, скорее, литературоведческой) и просветительской точек зрения «Путешествие…» может оказаться весьма полезным чтивом.Главная заслуга Радищева в этом произведении заключается, как мне кажется, в декларации некоторых важнейших человеческих прав, провозглашения высшей ценностью свободы, а также яростного бичевания пороков. Не могу, правда, не согласиться с Пушкиным (если с ним хоть в чём-то вообще можно не соглашаться), что в этом самом бичевании Радищев чрезмерно перегибает палку и увлекается. Он не только демонстрирует действительные пороки, но и порой пытается составлять причинно-следственные цепочки, которые, на его взгляд, к этим самым порокам приводят, и вот тут соглашаться с ним уже не представляется возможным… Одним из примеров этого является общий, по его мнению, корень у инквизиции (которую он, невесть почему, приписывает всему Христианству, в то время как занимались этими изуверствами только некоторые представители Католицизма) и литературной цензуры… Что называется, оставим эту фразу без комментариев. И такого по ходу текста немало.Однако, повторюсь, бессмысленной тратой времени чтение «Путешествия…» не станет, это уж точно. Кроме уже указанных плюсов, есть у повести Радищева и ещё одно огромное благо – он обращает внимание на души людей, в том числе и на их прекрасные порывы. Демонстрирует порой действительно достойные подражания примеры поведения. Словом, я не разочарован, что изучил «Путешествие из Петербурга в Москву» от начала до конца. Даже не знаю, советовать ли его вам… Но если решите приобщиться то, повторюсь, о потраченном времени, вернее всего, жалеть вам не придётся.

После прослушивания этого программного труда Радищева, почитавшегося большевиками «первым русским революционером», решил поискать немного информации о восприятии «Путешествия…» известными современниками. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что, судя по всему, ни Белинский, ни иные известные литературные критики с текстом повести знакомы не были. По крайней мере, никаких воспоминаний от них не сохранилось. Ну а те писатели, что «Путешествие…» прочли, просто-напросто разнесли его в пух и прах. К последним, в частности, относятся Пушкин и Достоевский…Всё это, признаюсь честно, несколько меня смутило. Во многом и я с Радищевым оказался не согласен, но и сказать, что эта книга бесполезна к изучению, по крайней мере, современного человека, я не могу. Безусловно, там хватает революционно-направленной демагогии, которая, как все мы знаем из истории, ни к чему хорошему (мягко говоря) не привела, но с литературной (даже, скорее, литературоведческой) и просветительской точек зрения «Путешествие…» может оказаться весьма полезным чтивом.Главная заслуга Радищева в этом произведении заключается, как мне кажется, в декларации некоторых важнейших человеческих прав, провозглашения высшей ценностью свободы, а также яростного бичевания пороков. Не могу, правда, не согласиться с Пушкиным (если с ним хоть в чём-то вообще можно не соглашаться), что в этом самом бичевании Радищев чрезмерно перегибает палку и увлекается. Он не только демонстрирует действительные пороки, но и порой пытается составлять причинно-следственные цепочки, которые, на его взгляд, к этим самым порокам приводят, и вот тут соглашаться с ним уже не представляется возможным… Одним из примеров этого является общий, по его мнению, корень у инквизиции (которую он, невесть почему, приписывает всему Христианству, в то время как занимались этими изуверствами только некоторые представители Католицизма) и литературной цензуры… Что называется, оставим эту фразу без комментариев. И такого по ходу текста немало.Однако, повторюсь, бессмысленной тратой времени чтение «Путешествия…» не станет, это уж точно. Кроме уже указанных плюсов, есть у повести Радищева и ещё одно огромное благо – он обращает внимание на души людей, в том числе и на их прекрасные порывы. Демонстрирует порой действительно достойные подражания примеры поведения. Словом, я не разочарован, что изучил «Путешествие из Петербурга в Москву» от начала до конца. Даже не знаю, советовать ли его вам… Но если решите приобщиться то, повторюсь, о потраченном времени, вернее всего, жалеть вам не придётся.

22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 33
22.09.2021 18:53
«Путешествие из Петербурга в...

«Путешествие из Петербурга в Москву» поистине многогранное произведение, наполненное личными страданиями и болью А.Н. Радищева за отечество. За излишнюю свободу мыслей, критику самодержавия и помещичье-крепостнического строя А.Н. Радищева ждала нелегкая судьба, ведь первой, кому попалось в руки «Путешествие» была императрица. «Радищев – бунтовщик хуже Пугачева», говорила Екатерина. За публикацию «Путешествия» Радищев был приговорен к смертной казни, однако приговор был заменен на ссылку в Сибирь, из которой он вернулся обратно в Петербург лишь при Александре І. Итак, книга написана в жанре «путешествия», своеобразие которого заключается в том, чтобы показать жизнь в ее переменчивом движении (смена пейзажей, интерьеров, человеческих встреч и разлук). Однако А.Н. Радищев был не просто писателем, он был мыслителем. Его «Путешествие» имеет символический смыл – это некий путь в будущее, путь в будущую Россию. Ниже привожу запомнившиеся моменты из книги. София. Герой останавливается в Софии в ночное время, чтобы сменить лошадей. Однако почтовый комиссар отказывает ему. Проблему решают 20 копеек, которые как повествует автор «избавили миролюбивого человека от следствия». Отправившись в путь, автор размышляет о характере русского человека. Тосна. В почтовой избе герой знакомится с проезжим, который занимается составлением родословных для дворян. Радищев иронично отмечает, что излишнее восхваление дворянской породы может вскружить голову.Любани. В этой части автор размышляет над бедственным положением крестьян, которых жестоко эксплуатируют помещики. Однако взглянув на своего слугу Петрушку, герою становится стыдно, из его глаз начинают течь слезы, ведь и ему право на владение слугой дал закон. Спасская Полесть. Пожалуй, это моя любимая часть в книге. Главному герою снится сон, будто бы он «во власти на престоле», а вокруг него собрались государственные чины и простой народ, которые восхваляют его заслуги перед отечеством (усмирение внутренних и внешних врагов, расширение территории государства, развитие торговли, умножение доходов, снижение податей и т.д). Воодушевленный, он дает приказания своим государственным мужам, которые с благоговением обещают их исполнить. Однако в толпе ликующих он замечает женщину - Прямовзорую, взгляд которой полон презрения и негодования. «Я есмь Истина», говорит она и дает ему следующие наставления:

«Путешествие из Петербурга в Москву» поистине многогранное произведение, наполненное личными страданиями и болью А.Н. Радищева за отечество. За излишнюю свободу мыслей, критику самодержавия и помещичье-крепостнического строя А.Н. Радищева ждала нелегкая судьба, ведь первой, кому попалось в руки «Путешествие» была императрица. «Радищев – бунтовщик хуже Пугачева», говорила Екатерина. За публикацию «Путешествия» Радищев был приговорен к смертной казни, однако приговор был заменен на ссылку в Сибирь, из которой он вернулся обратно в Петербург лишь при Александре І. Итак, книга написана в жанре «путешествия», своеобразие которого заключается в том, чтобы показать жизнь в ее переменчивом движении (смена пейзажей, интерьеров, человеческих встреч и разлук). Однако А.Н. Радищев был не просто писателем, он был мыслителем. Его «Путешествие» имеет символический смыл – это некий путь в будущее, путь в будущую Россию. Ниже привожу запомнившиеся моменты из книги. София. Герой останавливается в Софии в ночное время, чтобы сменить лошадей. Однако почтовый комиссар отказывает ему. Проблему решают 20 копеек, которые как повествует автор «избавили миролюбивого человека от следствия». Отправившись в путь, автор размышляет о характере русского человека. Тосна. В почтовой избе герой знакомится с проезжим, который занимается составлением родословных для дворян. Радищев иронично отмечает, что излишнее восхваление дворянской породы может вскружить голову.Любани. В этой части автор размышляет над бедственным положением крестьян, которых жестоко эксплуатируют помещики. Однако взглянув на своего слугу Петрушку, герою становится стыдно, из его глаз начинают течь слезы, ведь и ему право на владение слугой дал закон. Спасская Полесть. Пожалуй, это моя любимая часть в книге. Главному герою снится сон, будто бы он «во власти на престоле», а вокруг него собрались государственные чины и простой народ, которые восхваляют его заслуги перед отечеством (усмирение внутренних и внешних врагов, расширение территории государства, развитие торговли, умножение доходов, снижение податей и т.д). Воодушевленный, он дает приказания своим государственным мужам, которые с благоговением обещают их исполнить. Однако в толпе ликующих он замечает женщину - Прямовзорую, взгляд которой полон презрения и негодования. «Я есмь Истина», говорит она и дает ему следующие наставления:

Если из среды народныя возникнет муж, порицающий дела твоя, ведай, что той есть твой друг искренний. Ибо ведай, что ты первейший в обществе можешь быть убийца, первейший разбойник, первейший предатель, первейший нарушитель общия тишины, враг лютейший , устремляющий злость свою на внутренность слабого.Она снимает пелену с глаз героя – царя и тот видит, что одежды его испачканы кровью и пропитаны слезами. Окружавшие его подданные больше не ликовали и не восхваляли правителя, а метали злые, завистливые и хищные взгляды друг на друга. Он увидел, что военачальники, утопая в роскоши, относятся к воинам как к скотам, знаки военного достоинства давались не за храбрость, а за раболепие. Милосердия и жалости заслуживали те, кто мог больше заплатить. Государство утопало во взятничестве, а государственная казна расхищалась. Смыл искусства заключался не в красоте, а в стяжании и тщеславии его создателей.

От увиденного герой впадает в ужас и просыпается. Подберезье. Здесь герой заводит знакомство с человеком, который рассуждает о просвещении в России. Он говорит, что система образования в России устарела, что преподавание наук необходимо вести не на латинском, а на русском языке, доступном для понимания всех. Зайцово. На почтовом дворе герой встречает своего старого знакомого г.Крестьянкина, председателя уголовной палаты.

Крестьянкин рассказывает историю, которая побудила его оставить службу.

Жил был дворянин, прославившийся своим жестоким обращением с крепостными. У него были сыновья, одному из которых понравилась крестьянская девка, которая уже имела возлюбленного, такого же крестьянина, как и она сама. Произвол молодых дворян вызывает конфликт, в который оказываются вовлечены и старый барин, их отец, и другие крестьяне. Апогеем конфликта становится коллективное избиение помещиков до смерти. Когда это дело дошло до г.Крестьянкина, он, будучи человеком честным, справедливым и добросердечным, начал сомневаться, какое же решение справедливо было бы вынести. С одной стороны крестьяне выступали смертоубийцами. Но с другой - в их действиях он находил самозащиту от жестокого произвола помещиков. Яжелбицы. Герой, проезжая мимо кладбища, видит душераздирающую картину: отец, хороня своего сына, бросается на гроб и истерично плачет, обвиняя себя в его смерти. Причиной слабого здоровья горячо любимого чада стала венерическая болезнь, которая передалась по наследству от отца к сыну. Далее А.Н. Радищев призывает молодежь быть более бдительными в порыве чувств, избегать плотских утех с продажными женщинами. Едрово. Герой путешествия встречает деревенскую девушку Анюту, которая покоряет его чистотой, непорочностью и мудростью своих мыслей. Девушка рассказывает ему о том, как ее сватали в богатый дом, но она осталась непреклонна и продолжала любить своего возлюбленного Ивана. Хозяева же Ивана не желали отдавать его в другой дом без выкупа, а Анюта не могла уйти в чужой дом, оставив свою мать одну. Героя настолько тронула любовь и преданность этой пары, что он решил сам заплатить выкуп. Но придя в дом Анюты узнал, что все уже разрешилось, и Ивана отпустили. Имея благородные побуждения, герой решает все же отдать деньги Анюте в качестве приданного, но сталкивается с резким протестом матери и самого Ивана, который заявляет, что имея две руки он и сам сможет обустроить дом. Благородство и бескорыстие сельских жителей трогает сердце путешественника, он решает более их не беспокоить и трогается дальше в путь. Подводя итог, хочу отметить, что для школьной программы это произведение достаточно сложное. Сложное и в плане чтения, и в плане осмысления. Закрываю книгу и с облегчением выдыхаю. Нет ощущения, что прочитал художественный текст, но есть осознание глубокой морали и философии, которыми пропитана каждая страница.

Показать полностью...
22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 34
22.09.2021 18:53
Путешествие Радищева-крик души чувствительного...

Путешествие Радищева-крик души чувствительного немолодого человека, желающего пожаловаться на жизнь в России. Книга интересна, но написана таким сложным языком, что читается очень медленно.

Путешествие Радищева-крик души чувствительного немолодого человека, желающего пожаловаться на жизнь в России. Книга интересна, но написана таким сложным языком, что читается очень медленно.

К главному герою, собственно, самому путешественнику, прониклась отвращением практически с самого начала книги. Сентиментальный, вечно недовольный и постоянно жалующийся человек не может вызвать у меня других эмоций.

Не могу однозначно сказать, понравилась мне эта книга или нет, т.к. из-за языка (никаких претензий к Радищеву, т.к. во времена Екатерины Великой язык был совершенно иным) читалось произведение через силу, но обилие годных мыслей порадовало.

Скажу одно-если вы читаете книги для развлечения и цените их за сюжет, эта книга не для вас. А если вы хотите получить пищу для размышлений о судьбе страны или отдельных людей, либо же увлекаетесь историей, вам стоит уделить внимание этому произведению.

Показать полностью...
22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 35
22.09.2021 18:53
Если вы думаете, что...

Если вы думаете, что сей труд устарел, то вот вам примерный перечень затронутых в нем тем: чинопоклонство, кумовство, беспринципность, подобострастие, ограниченность, коррупция и лень. Все заметки объединены весьма условной фабулой - все кривды и страсти проходят чередой пред взором путника на почтовых станциях по дороге в Москву. Народ, обыкший к игу мучительства, обретает голос, пусть весьма сентиментальный, но доброжелательный. Голос этот корежит тех, у кого \"на обоих глазах бельма\", \"набобов спящих\" и тех, кто боится их будить. Критике подвергаются рекламно-демагогический характер государственных программ, привилегированность знания, законодательство, социальное неравенство, семейный произвол, угнетение свободомыслия. \"Путешествие\" написано очень вязким слогом, что нагоняет туману, усложняя понимание. Но тогда уж все так писали: \"Зерцаловидная поверхность вод начинала рябеть, и тишина уступала место начинающемуся плесканию валов\". Но рассыпанные в тексте афоризмы искупают даже велеречивое удушье: на казеные денежки дыр много; желание рабов - всех зреть в оковах; или: царь жалует, а псарь не жалует. Ну чудно же! Книга явно не развлекательная, как и любой документ. Но дабы отдать дань уважения человеку, который подал голос во времена всеобщего молчания и не изменил своим воззрениям, предпочтя самоубийство непостоянству - стоит прочесть.

Если вы думаете, что сей труд устарел, то вот вам примерный перечень затронутых в нем тем: чинопоклонство, кумовство, беспринципность, подобострастие, ограниченность, коррупция и лень. Все заметки объединены весьма условной фабулой - все кривды и страсти проходят чередой пред взором путника на почтовых станциях по дороге в Москву. Народ, обыкший к игу мучительства, обретает голос, пусть весьма сентиментальный, но доброжелательный. Голос этот корежит тех, у кого \"на обоих глазах бельма\", \"набобов спящих\" и тех, кто боится их будить. Критике подвергаются рекламно-демагогический характер государственных программ, привилегированность знания, законодательство, социальное неравенство, семейный произвол, угнетение свободомыслия. \"Путешествие\" написано очень вязким слогом, что нагоняет туману, усложняя понимание. Но тогда уж все так писали: \"Зерцаловидная поверхность вод начинала рябеть, и тишина уступала место начинающемуся плесканию валов\". Но рассыпанные в тексте афоризмы искупают даже велеречивое удушье: на казеные денежки дыр много; желание рабов - всех зреть в оковах; или: царь жалует, а псарь не жалует. Ну чудно же! Книга явно не развлекательная, как и любой документ. Но дабы отдать дань уважения человеку, который подал голос во времена всеобщего молчания и не изменил своим воззрениям, предпочтя самоубийство непостоянству - стоит прочесть.

22.09.2021 в 18:53
Гость
Всего рецензий: 36
22.09.2021 18:53
Почему-то \"Путешествие..\" и \"Что...

Почему-то \"Путешествие..\" и \"Что делать?\" не входили в нашу школьную программу, хотя многие мои будущие однокурсники их проходили. Мы избежали участи ломать себе голову, язык и убить кучу времени, ничего из этого не вынеся. Думаю, что в школе ни за что бы это не ослила. Зато тем лучше и качественнее это читается сейчас, когда за спиной багаж знаний. Можно стоить цепочки причинно-следственных связей, мысленно пролистать несколько страниц истории России, поразиться развитости чувства ответственности и самосознания у автора. Радищев родился слишком рано, чтобы увидеть воплощение своих чаяний и надежд, чтобы все его поняли и поддержали. Но он был один из тех, кто плавно и подспудно подготовил то, что уже не могло не свершиться в 1861. Радищев рассматривает несколько ключевых проблем общества и государства, его современников. Быт и нравы, которые нам лишь известны по книгам, по дошедшим свидетельствам. Меня не удивляет горячность и эмоциональность каждого участника. Эмоциональный жизненный фон был другой. Теперь меня перестанет поедать мысль, что такая важная книга, отражающая нравы конца 18 века, еще не попала ко мне в руки.

Почему-то \"Путешествие..\" и \"Что делать?\" не входили в нашу школьную программу, хотя многие мои будущие однокурсники их проходили. Мы избежали участи ломать себе голову, язык и убить кучу времени, ничего из этого не вынеся. Думаю, что в школе ни за что бы это не ослила. Зато тем лучше и качественнее это читается сейчас, когда за спиной багаж знаний. Можно стоить цепочки причинно-следственных связей, мысленно пролистать несколько страниц истории России, поразиться развитости чувства ответственности и самосознания у автора. Радищев родился слишком рано, чтобы увидеть воплощение своих чаяний и надежд, чтобы все его поняли и поддержали. Но он был один из тех, кто плавно и подспудно подготовил то, что уже не могло не свершиться в 1861. Радищев рассматривает несколько ключевых проблем общества и государства, его современников. Быт и нравы, которые нам лишь известны по книгам, по дошедшим свидетельствам. Меня не удивляет горячность и эмоциональность каждого участника. Эмоциональный жизненный фон был другой. Теперь меня перестанет поедать мысль, что такая важная книга, отражающая нравы конца 18 века, еще не попала ко мне в руки.

22.09.2021 в 18:53
Показать все рецензии на эту книгу...
Скачать бесплатно книгу Путешествие из Петербурга в Москву
Вы скачиваете фрагмент книги предоставленной издательством
Скачать бесплатно книгу Путешествие из Петербурга в Москву

Комментарии и отзывы:

Комментарии и отзывы: